29 октября 2015 года Президент страны озвучил идею создания Предпринимательского Кодекса, который бы регулировал правоотношения между субъектами бизнеса и государством. Однако данная инициатива была принята «в штыки». Многие эксперты предсказывали, что кодекс не только не сможет решить проблем в предпринимательской сфере, но даже усугубит их, нанеся огромный урон экономике страны.
Так ли это на самом деле, и что изменилось спустя девять лет после принятия этого закона, нам рассказала эксперт и руководитель компании «Атамекен» Маншук ЫКЫЛАСОВА.
– Маншук Алтынбеккызы, девять лет назад в Казахстане был принят Предпринимательский Кодекс. Многие эксперты, в том числе и юридическое сообщество, активно муссировали тему, что кодекс не только не сможет решить проблем предпринимателей, но и вовсе ухудшит их положение, запутав правовую систему, а также приведет к излишнему бюрократизму. Как вы думаете, это оправдало ожидания?
– Знаете, есть одна известная среди правоведов поговорка: «Не так плох закон, как беззаконие», смысл этой поговорки сводится к тому, что каким бы странным и нелогичным не казался закон, главное, что он есть и работает. Каждому, кто хоть мало-мальски сталкивался с юриспруденцией, знает, что законы не придумываются на пустом месте. Это очень долгий и кропотливый процесс, учитывающий мнение всего населения. Ведь закон – нормативно-правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, он регулирует определенные общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Законы должны быть и моральны и удовлетворять цели общественного блага. Только моральные Законы и удовлетворяющие цели общественного блага будут исполнятся конкретным индвидидом без привлечения аппарата принуждения.
А предпринимательство точно так же, как и экономика, является движущей силой развития общества. Ее охрана, защита интересов каждого субъекта бизнеса – прямая обязанность государства. В самом начале, когда дискуссии вокруг принятия отдельного закона, регулирующего предпринимательскую деятельность бизнес-субъектов, набирали обороты, я внимательно следила за каждым новым возгласом и комментариями и не могла понять логику противников принятия данного законодательства. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, я бы хотела вначале дать определение самому понятию предпринимательства, которое интерпретируется в отечественном законодательстве.
Так, п. 1 ст. 2 Кодекса разъясняет понятие предпринимательства и пределы его правового регулирования. Предпринимательство – это в первую очередь самостоятельная, инициативная деятельность граждан, кандасов и юридических лиц, направленная на получение чистого дохода путем использования имущества, производства, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Их деятельность может быть основана на праве частной собственности либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственного предприятия. Также предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.
Говоря лично о себе, я не испытала каких-либо проблем с его принятием уж тем более прессинга со стороны государственного аппарата. Кодекс наоборот защитил предпринимателей, дав гарантию на добросовестную конкуренцию, созданию равных прав и возможностей и обеспечив неприкосновенность собственности. Сегодня, как мы видим, многие бизнесмены, которые сталкиваются с правовыми проблемами, руководствуются именно предпринимательским кодексом, и их адвокаты, которые еще вчера выступали противниками данного закона, тоже не брезгуют ссылаться на конкретные пункты и статьи из этого закона. Получается, что Кодекс был принят не во вред, а во благо отечественных бизнесменов и сегодня он защищает интересы предпринимательства.
При этом мы понимаем, что регулирование предпринимательской деятельности не должно состоять из сплошных плюсов только для бизнес-среды. На них также лежит значительная социальная ответственность. Поэтому разумно и обоснованно наличие норм, предусматривающих баланс интересов потребителей, субъектов предпринимательства и государства.
– Как вы считаете, каковы цели и принципы взаимодействия субъектов предпринимательства и государства?
– Их на самом деле много. Ведь взаимодействие субъектов предпринимательства и государства направлено, в первую очередь, на создание благоприятных условий для развития предпринимательства и общества, стимулирование предпринимательской инициативы в стране. Отвечая на ваш вопрос, скажу, что наиболее исчерпывающий перечень указан в ст. 3 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан, где говорится о законности; свободе и равенстве субъектов предпринимательства; неприкосновенности собственности; добросовестной конкуренции и балансе интересов потребителей, субъектов предпринимательства и государства; прозрачности деятельности государственных органов и доступности информации; способности субъектов предпринимательства к самостоятельной защите своих прав и законных интересов, а также приоритете предупреждения правонарушения.
– Вы, как специалист в сфере государственных закупок, хорошо понимаете, что значит поддержка бизнеса в виде грантов. Предпринимательский кодекс уделяет этому аспекту большое значение. На ваш взгляд, как на практике реализуется этот механизм?
– В ст. 94 Предпринимательского кодекса предусмотрены различные формы финансовой и иной имущественной поддержки предпринимателей. Это также относится к созданию специального фонда развития предпринимательства. Кроме этого, в п. 2 этой же статьи предусмотрена необходимость определения Правительством порядка и форм государственной финансовой поддержки.
Касательно грантов в области регулирования предпринимательских отношений государство делает упор на прозрачность, свободу от коррупции. Ведь, как мы знаем, конкурс в определенных ситуациях дает возможность обеспечения надлежащего распределения грантов. Но здесь важно понимать, что конкурсы, как показала практика последних лет, приводили и к коррупционным проявлениям. Поэтому правительством сегодня принимаются меры контроля и мониторинга для прозрачного распределения грантового финансирования.
– А как осуществляется такой мониторинг?
– Любой мониторинг, касающийся реализации проектов в рамках Правил предоставления государственных грантов, осуществляется финансовым агентством на основе специальных Правил в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса, утверждаемых уполномоченным органом по предпринимательству.
При этом, к функциям финансового агентства относятся: мониторинг целевого использования гранта и деятельности предпринимателей по выполнению бизнес-проектов по истечении одного года со дня получения гранта; мониторинг выполнения предпринимателем условий по созданию новых рабочих мест и выполнения предпринимателем условий договора о предоставлении гранта.
При выявлении финансовым агентством нецелевого использования предпринимателем средств гранта, несоответствия проекта, либо неисполнения обязательств предпринимателем по достижении численности рабочих мест, финансовое агентство письменно уведомляет регионального координатора Программы и конкурсную комиссию.
Потом, на основе информации, представленной финансовым агентством, конкурсная комиссия в течение десяти рабочих дней принимает решение о предоставлении дополнительного срока для устранения выявленных замечаний, либо о расторжении договора о предоставлении гранта с предпринимателем.
Сейчас, правительством принимаются все меры для того, чтобы грантовое финансирование из государственных средств было максимально прозрачным и доступным для начинающих предпринимателей. Как по мне, такой подход минимизирует коррупционные риски и дает основание полагать, что в скором времени любые «обходные пути», с помощью которых можно будет получить необоснованный грант, будут закрыты.
– Еще одной не менее значимой проблемой в отечественной бизнес-среде является недобросовестная конкуренция. Как, на ваш взгляд, действующий кодекс решает эту проблему?
– Я бы сказала положительно. Однако это не решает всех наболевших проблем делового сообщества нашей страны. Поскольку добросовестным предпринимателям приходится сталкиваться с нечестной конкуренцией, если не каждый день, то хотя бы раз в две недели точно. Это относится к представителям розничной торговли, потому что там всегда идет битва за клиента, и зачастую выигрывает тот, кто смог перебить цену своего конкурента. И здесь побеждает не всегда тот, кто играл честно.
В п. 2 ст. 177 Кодекса перечислены критерии, согласно которым определены аспекты недобросовестной конкуренции. Сюда относятся такие действия, как неправомерное использование средств индивидуализации товаров, работ, услуг, а также объектов авторского права; копирование внешнего вида изделия; дискредитация субъекта рынка; заведомо ложная, недобросовестная и недостоверная реклама; призыв к бойкоту или же дискриминации покупателя; подкуп работника продавца и работника покупателя; неправомерное использование информации, составляющей коммерческую тайну. Кстати, этот пункт сегодня многие предприниматели стали указывать при заключении сделок и долгосрочных договоров. Также реализация товара с предоставлением потребителю недостоверной информации тоже не допускается.
Там много критериев, которые расписаны очень детально и объемно. Желающие могут почитать их в действующем кодексе.
– И последний вопрос касается культуры предпринимательства в Казахстане. Некоторые эксперты говорят, что ее у нас вообще нет, вследствие дефицита специального образования у людей, занимающихся малым и средним бизнесом. Насколько сегодня это соответствует действительности?
– На мой взгляд, это в корне неверное утверждение. Дело в том, что казахский народ издревле славился своей способностью коммуницировать с представителями любых направлений и течений, будь то в предпринимательстве, культуре, военных и международных аспектах. Мы всегда были втянуты в круговорот деловых отношений с соседями. Достаточно вспомнить Великий шелковый путь, который бесконечными серпантинами пролегал через всю территорию нашей необъятной страны. Соединял Север и Юг, объединял Восток и Запад. Как вы думаете, неужели многовековые торговые отношения, которые выстраивали наши предки с деловыми партнерами своего времени никак не повлияли на нашу нынешнюю культуру в предпринимательской сфере? Думаю, у нас ее гораздо больше, чем у других народов. И нам есть, чем гордиться. При возможности мы даже можем научить своему искусству других.
Конечно, развитию предпринимательства в Казахстане могут мешать другие современные факторы, такие как нестабильность экономики, международная напряженная обстановка, кредитная несостоятельность большинства населения страны, отсутствие финансовой грамотности, а также отсутствие государственных программ поддержки бизнеса, ориентированных на регионы и села. Думаю, если решить вышеперечисленные проблемы, то Казахстан поднимется на новый, более высокий уровень по обеспечению благосостояния каждого жителя. Но для этого нужно много работать и в конечном итоге все эти усилия дадут свои результаты.
– Спасибо за занимательную беседу!
Беседовал Бахтияр ТОХТАХУНОВ