Өзгеретін, өзгертетін Уақыт!

-14 C
Nur-Sultan
-7.1 C
Almaty
0.3 C
Shymkent

Правовая культура зеркало правосознания общества!

Танымал

Ел аузында

Правовая культура зеркало правосознания общества! ИНТЕРВЬЮ с Министром юстиции – Ескараевым А.Н.

«Меры по повышению правовой культуры граждан»

— Добрый день, Азамат Несипбаевич! Спасибо, что нашли время для участия в интервью. Сегодня мы хотели бы поговорить о мерах по повышению правовой грамотности граждан. Мы понимаем, что это напрямую влияет на укрепление верховенства права в стране. Расскажите, пожалуйста, какую работу в этом направлении ведет Министерство юстиции?

Добрый день! Действительно, правовое государство невозможно без активного участия граждан в правовых процессах. Важно, чтобы каждый понимал свои права и обязанности, знал, как защитить свои интересы в правовом поле. Этот вопрос не раз поднимался Главой государства, который акцентировал внимание на необходимости повышения правовой грамотности и неукоснительном соблюдении закона и порядка.

Министерство юстиции координирует праворазъяснительную работу в целом. Для достижения поставленной цели мы активно работаем в нескольких направлениях.

Во-первых, обеспечивается всеобщий доступ как к действующему законодательству, так и к проектам актов.

Для этого функционируют информационные системы «Әділет» и Эталонный контрольный банк законодательства. Люди могут посмотреть, изучить любой действующий закон онлайн, бесплатно.

А на платформе «Открытые НПА» можно следить за проектами нормативных правовых актов и активно участвовать в их обсуждении.

Во-вторых, учитывая, что сейчас большинство людей используют социальные сети для получения информации, мы ведем Instagram-страницу «zan.onai» — «Закон простыми словами», где разъясняем законы и их проекты доступным языком с помощью инфографики, видео и простых инструкций.

Через данную Instagram-страницу можно напрямую пройти на портал «Открытые НПА», о котором я сказал выше, если человек заинтересуется проектом и захочет подробно изучить проект, оставить на него свой комментарий.

В-третьих, мы активно с 2023 года задействовали потенциал радио, телевидения и печатных СМИ, так как эти инструменты, даже на фоне бурного развития социальных сетей, все равно пользуются спросом. Сейчас мы сотрудничаем с более 100 печатными СМИ, с несколькими радиоканалами и телеканалами, что позволяет распространить правовую информацию максимально широко.

В-четвертых, в 2024 году мы запустили проект «Кабинет права» в селах и районах для того, чтобы люди могли получить доступ к правовой информации, к государственным базам данных, изучить самостоятельно законы. Сейчас таких кабинетов более 2000 по стране.

В целом, мы стараемся сделать правовую информацию доступной для всех граждан, независимо от того, где они живут.

Для удобства граждан отдельные сайты и системы будут представлены в виде приложений и мобильных версий.

— Интересные проекты. Но эти инструменты, я так понимаю, человек использует в повседневной жизни, это позволяет ему участвовать в жизни государства. А что, если его интересуют конкретные правовые вопросы, ситуации, где нужны решения в правовом поле? Куда он может обратиться?

– Да, такие ситуации тоже бывают. Для этого при Министерстве работает круглосуточная правовая информационная служба, через нее можно получить базовую правовую консультацию. Данная служба доступна через звонки по номеру 119, через WhatsApp и Telegram-бот «19Kenesbot».

Кроме того, на ежемесячной основе территориальные органы юстиции совместно с адвокатами, нотариусами и другими квалифицированными специалистами проводят встречи, семинары, консультации, дни открытых дверей, в том числе в сельских населенных пунктах. В рамках данных мероприятий можно обратиться с правовым вопросом уже к конкретному специалисту вживую.

Также функционирует система «e-zankomegi», в которой работают профессиональные адвокаты и юристы, к ним можно уже обратиться с ситуацией, требующей юридического сопровождения.

— Это действительно удобно. Насколько активно граждане используют эти возможности?

— Мы видим, что интерес и вовлеченность граждан растет. Люди все больше обращаются к информационным системам, к правовой информации в целом, и это замечательно. Ведь чем более информированным будет население, тем проще решать вопросы в правовом русле и строить активное гражданское общество.

— Как вообще население воспринимает праворазъяснительную работу? Оценивается ли это каким-то образом?

— Мы тоже задались этим вопросом в текущем году, так как хотели понять, в правильном ли направлении движемся вообще. И для получения объективной обратной связи от населения мы запустили масштабное анкетирование через «eGov mobile», которое прошли почти 100000 граждан.

Результаты опроса показали, что большинство респондентов оценивают свои знания в области законодательства на среднем уровне, то есть они имеют базовые знания, но испытывают трудности при применении этих знаний в повседневной жизни.

— Какие основные проблемы были выявлены в ходе опроса?

— Одна из ключевых проблем, о которой говорят респонденты, заключается в сложности и трудности понимания законодательства. Люди сталкиваются с тем, что законы часто бывают сложными для восприятия, и им сложно ориентироваться в правовых вопросах.

Поэтому Министерство взяло этот вопрос на вооружение, и мы будем его решать комплексно. Мы уже двигаем инициативы по упрощению языка законодательства и по одновременной публикации закона вместе с его разъяснением.

Кстати, большинство граждан считают, что для повышения правовой грамотности работу необходимо начинать еще в школьном возрасте. Поэтому здесь тоже мы совместно с Министерством просвещения и Министерством науки и высшего образования будем работать в вопросах упрощения содержания предмета «Основы права» в школе и в активизации юридических клиник в университетах.

Мы продолжим анализировать результаты опроса и улучшать подходы к правовому просвещению. Важно, чтобы наша работа не только реагировала на текущие запросы граждан, но и предсказывала их потребности. Мы также планируем расширять использование цифровых технологий для доступности правовой информации, чтобы каждый гражданин мог получить нужную помощь в удобном и понятном формате.

— Спасибо за интересное интервью. Удачи вам в вашей дальнейшей работе!

Спасибо! Мы всегда рады делиться нашим опытом и продолжать работать на благо граждан, стремясь сделать нашу работу еще более эффективной и полезной для каждого.

Толық немесе ішінара пайдаланғанына қарамастан, сайт материалдарын пайдаланған кезде міндетті түрде uakytnews.kz сайтына сілтеме жасауыңызды сұраймыз.

Сайт әкімшілігі

Жаңа

Отставкадағы полковниктер жастарға жол көрсетті

ҚР Президенті Әкімшілігінің бастамасы, ІІМ-нің қолдауы аясында аға буын мен өскелең ұрпақ сабақтастығын нығайту бағытында шаралар үздіксіз атқарылуда. Соның...