Рынок нефтепродуктов Казахстана демонстрирует устойчивый рост, но остаётся зависимым от импорта по некоторым видам топлива. По данным аналитического отчета АО «Товарная биржа «Каспий», в 2024 году объем добычи нефти в Казахстане составил 87,7 млн тонн (97,1% от плана), переработка нефти — 17,9 млн тонн (100% от плана), а производство нефтепродуктов — 14,5 млн тонн (102,1% от плана). План переработки нефти на 2025 год составляет 17,6 млн тонн, с объемом производства нефтепродуктов в 14,6 млн тонн. Эти показатели свидетельствуют о стремлении Казахстана к увеличению собственной перерабатывающей мощности для удовлетворения внутреннего спроса.
Однако внутреннего производства пока недостаточно. В 2025 году Казахстану предстоит закупить в России 285 тыс. тонн автобензина, 300 тыс. тонн авиатоплива, 450 тыс. тонн дизельного топлива и 500 тыс. тонн битума. Как отмечают эксперты биржи «Каспий», это превентивная мера, направленная на упреждающее управление рисками и обеспечение стабильных поставок на внутренний рынок.
В то же время страна остаётся крупным экспортером сырой нефти: в 2024 году было экспортировано 68,6 млн тонн, а в 2025 году планируется рост до 70,5 млн тонн. Основными маршрутами остаются нефтепровод КТК (54,9 млн тонн), Атырау – Самара (8,8 млн тонн), Атасу – Алашанькоу (1,2 млн тонн) и порт Актау (3,6 млн тонн). Отмечается, что Казахстан также увеличил транзит нефти в Китай и Узбекистан до 10,2 млн тонн в 2024 году.
Казахстанский рынок характеризуется сравнительно низкой налоговой нагрузкой на топливо — около 36% цены топлива против 71% в России. Это обеспечивает более низкие внутренние цены, но одновременно стимулирует «серый экспорт» в соседние страны, где топливо значительно дороже. По оценкам экспертов, ежегодные потери Казахстана от нелегального вывоза ГСМ составляют около $1,2 млрд. Для противодействия этому явлению с марта 2025 года Министерство энергетики РК продлило запрет на экспорт нефтепродуктов ещё на полгода.
По оценкам АЗРК, рынок нефтепродуктов и рынок реализации нефти в РК остаются высококонцентрированными и зависят от административного регулирования. АЗРК последовательно продвигает курс на поэтапную дерегуляцию и переход к бенчмарковому ценообразованию, усиливая контроль за товарными биржами.
Как отмечают аналитики биржи «Каспий», эти меры нацелены на повышение прозрачности и ликвидности торгов, а также на снижение роли посредников. В числе предлагаемых ведомством шагов — пилотные сделки с привязкой к международным индексам Platts, формализация критериев распределения сырья на НПЗ, консолидация ликвидности на ведущих площадках, а также подтверждение статуса бирж как субъектов финмониторинга с регулярной верификацией внутренних правил, транзакционным мониторингом и управлением конфликтом интересов.
В этих условиях ключевую роль начинают играть биржевые торги. В настоящее время биржевая торговля нефтепродуктами в Казахстане является относительно новым, но активно развивающимся инструментом для повышения прозрачности и конкуренции на рынке.
По данным биржи «Каспий», бензин АИ-92 остаётся самым стабильным инструментом: средневзвешенные цены держатся в диапазоне 200–210 тыс. тенге за тонну, спрос равномерный в течение года.
Бензин АИ-95 демонстрирует рост доли в торгах на бирже «Каспий» — объёмы пока уступают АИ-92, но увеличиваются вслед за обновлением автопарка. Средневзвешенные на данный вид топлива выше, чем у АИ-92 и составляют 220–280 тыс. тг/т.
Дизельное топливо является главным биржевым товаром по объёмам торгов: в периоды посевной и уборочной кампании объёмы торгов превышали 5–6 тыс. тонн в месяц. Средневзвешенные цены в 2023–2024 годах находились на уровне 270–290 тыс. тг/т. Как отмечают аналитики «Каспий», дизельный рынок является особенно чувствительным к сезонности.
Авиатопливо на бирже «Каспий» торгуется неритмично: объёмы колебались от сотен до нескольких тысяч тонн в месяц. Средние цены выросли с около 295 тыс. тг/т в 2022 году до 400–420 тыс. тг/т в 2023–2024 годах. Как отмечают аналитики биржи «Каспий», рынок зависит от международных цен на керосин и ограниченного числа поставщиков, что повышает чувствительность к логистическим сбоям и сохраняет риски ценового давления.
В отчёте подчеркивается, что биржевые торги пока не стали основным каналом реализации нефтепродуктов. Фактические объемы торгов составляют лишь небольшой процент от квот, установленных для реализации через биржу. Однако именно они выполняют функцию ценового бенчмаркинга и обеспечивают прозрачность на рынке, где большая часть сделок заключается внебиржевыми прямыми контрактами.
«Наш анализ показывает: нефтепродукты остаются ключевым элементом энергобаланса страны. Казахстан сохраняет стабильный уровень переработки, инвестирует в модернизацию и постепенно уходит от жёсткого регулирования, но сохраняет высокую концентрацию рынка и зависимость от импорта. В этих условиях биржевые торги становятся необходимым инструментом для выстраивания прозрачных правил игры, снижения роли посредников и создания справедливых ценовых ориентиров. В перспективе именно они помогут Казахстану двигаться к более конкурентному и устойчивому топливному рынку», – отметил Мурат Кадисов, Президент АО «Товарная биржа «Каспий».
Помимо анализа внутреннего рынка, отчет биржи «Каспий» охватывает мировые прогнозы: по данным ОПЕК, мировой спрос на нефть достигнет 112 млн баррелей в сутки к 2030 году; по оценкам EIA, цены Brent могут снизиться до $49 к марту-апрелю 2026 года на фоне роста запасов. В документе рассматриваются налоговые и регуляторные механизмы в РК и РФ, сценарии формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов в ЕАЭС, роль цифровых технологий и ИИ в развитии отрасли.
Рынок нефтепродуктов Казахстана:ключевые тенденции и вызовы
Танымал
Ел аузында
Толық немесе ішінара пайдаланғанына қарамастан, сайт материалдарын пайдаланған кезде міндетті түрде uakytnews.kz сайтына сілтеме жасауыңызды сұраймыз.
Сайт әкімшілігі